Nina Simone - I Put a Spell on You (1965)
Vocal jazz / Blues / Pop (USA)
Слушать весь альбом: vk.cc/arHDkw
О Нине Симон снимают кино и пишут книги. С завидным постоянством, из года в год. В 2016-м, например, к истории жизни певицы приложил руку знаменитый биограф Алан Лайт. Его книга под названием "Что случилось, мисс Симон?" идёт по стопам одноименного фильма от Netflix. Построена она из рассказов близких, друзей и коллег великой джазовой исполнительницы, складывающих несколько отличную от общепринятой мозаику её сложной жизни. Упоминание трудностей красной линией пересекает любые биографические отсылки к Нине Симон, но данная книга всё же имеет серьезное отличие - она раскрывает шаткость её внутреннего мира и позволяет понять сложный характер легенды.
Обладая большим талантом, Симон тяжело переносила неудачи и была склонна к саморазрушению. Семена горечи были посеяны в юном возрасте, когда, несмотря на очевидный потенциал классического пианиста, она не смогла получить стипендию в престижном Институте Кёртиса из-за цвета кожи и бедности. Хотя её преподаватель по фортепиано Владимир Соколов позже настаивал на том, что причиной отказа были более перспективные соперники (смешно, не правда ли?). С тех пор певицу не покидали неуверенность и мысли о собственной недооцененности.
В 1961 году, убегая от одиночества и гнетущих мыслей, она угодила в объятия Эндрю Страуда, детектива из Гарлема. Вскоре они поженятся и он станет её менеджером, а она с восхищением будет назвать его "моим нежным львом, моим сенбернаром, а иногда и моим племенным быком". Ночь после помолвки она проведёт связанная, с пистолетом у виска, пока тот будет читать письма, которые она хранила как память о своей первой влюблённости. Их брак продлится 11 лет, и именно Страуд станет организатором её первого выступления в Карнеги-холл в 1963 году. Того самого, которое сделает из певицы, выступавшей в местных джаз-клубах, культурное явление национального масштаба.
В тот вечер Симон исполняла эклектичную подборку из классики, джаза и народной израильской музыки. С блеском и искрой индивидуальности. Будто это были её песни, её мелодии, будто до неё их никто не исполнял. Об этом свойстве её песен часто упоминают, покольку кавер-версии составляют увесистую часть в репертуаре Нины Симон. Год спустя, в 1964 году, в нью-йоркской студии Mercury Records под руководством продюсера Гарольда Муни она также исполнит несколько "чужих" композиций. Но поверите ли вы, что их мог исполнять кто-то другой?
После тех сессий в июне 1965 года компания Philips выпустила пластинку "I Put Spell On You". В неё вошли 12 песен эстрадного репертуара, не слишком свойственного для певицы с классическим образованием. Подбирал треклист Муни, и Симон, как часто бывало, не слишком радовалась выбору. Её отношения с продюсерами всегда складывались непросто. Разные люди постоянно пытались менять репертуар и аранжировки, стараясь что-то в ней изменить. Она хотела решать сама, и заслужила это право далеко на сразу.
Альбом "I Put Spell On You" получился разнообразным. Нина Симон исполняла чувственные баллады, поп-стандарты и бродвейский материал. Заглавную композицию позаимствовали из репертуара Скримин Джей Хокинса, афроамериканского рок-певца. Он прославился своими гротескными выступлениями, благодаря которым значится в списке пионеров шок-рока. Его вариант песни был записан в состоянии крайнего алкогольного опьянения с хриплыми воплями и другими экстравагантными выходками. Версия Симон, записанная 9 лет спустя после оригинала, получилась совершенно иной – тягучей эмоциональной балладой о непреодолимой сексуальной ревности и о решимости обиженного любовника во что бы то ни стало удержать партнёра. Ей удалось затронуть ту первозданную глубину, ради которой песня была написана. "I Put Spell On You" навсегда останется одной из самых известных песен Нины Симон, вызывающей стойкие ассоциации с великой певицей. Rolling Stone поместил её на 313 место в своём списке "500 величайших песен всех времен".
На альбоме есть ещё одна песня из разряда "визитных карточек" Нины Симон - "Feeling Good". Она была написана годом ранее для английского мюзикла "Рёв гримас – запах толпы", но до выхода пластинки успехом не пользовалась. Одним из первых её исполнителей был в числе прочих Джон Колтрейн, а в 1965 году помимо Симон её исполняли Джули Лондон и Сэмми Дэвис-младший. Версия певицы получилась более эстрадной и поп-ориентированной, с сильной вокальной окраской. Интересно, что отдельным синглом композиция была выпущена лишь в 1994 году, и, благодаря использованию в рекламном ролике для Volkswagen, ей удалось добраться до 40 строчки британского чарта. Число кавер-версий и сэмплов "Feeling Good" за истекшие годы не поддаётся даже приблизительной оценке.
Остальные песни с пластинки, хоть и не так узнаваемы, но не уступают главным хитам: версия "Ne Me Quitte Pas" Жака Бреля исполнена невероятно грустно и лирично, "July Tree", "One September Day" и "You Have Got To Learn" – очень мягко и чувственно, "Tomorrow Is My Turn" и "Blues On Purpose" демонстрируют джазовый талант исполнительницы. Финальная "Take Care Of Business" украшена кастаньетами, хором и ритмом фламенко.
Альбом "I Put Spell On You" был первым релизом, по-настоящему прославившим Нину Симон, открыв её многогранность широкой публике. Он так и останется одним из наиболее поп-ориентированных в её дискографии. Одри Корниш из NPR в своей рецензии назвала его "самым близким к поп-музыке из всего, что вы от неё услышите".
Её последующие работы, действительно, не будут обладать подобным уровнем доступности, что ничуть не умаляет их ценность. Все они – отражение перипетий будущей сложной жизни певицы. Активное участие в движении по защите гражданских прав окажет большое влияние на её личность и на тот гнев, который она будет изливать посредством своей музыки. После развода со Страудом она покинет родину, предпочтя "жить где угодно, кроме ненавистной Америки". Сначала на Барбадосе, где у неё завяжется роман с премьер-министром Эрролом Барроу, затем в Либерии, собираясь выйти замуж за 70-летнего господина по имени Деннис. И каждый раз её неустойчивый темперамент будет саботировать любые сближения с людьми, в том числе с единственной дочерью Лизой.
Параноидальная, с частыми вспышками гнева, депрессивная Симон требовала поклонения и от своей публики, и часто поклонники рисковали обжечься вниманием кумира. На одного из них, пришедшего за кулисы выразить слова восхищения, она набросилась с ножом. Её брат как-то описал её состояние как "химически множественные личности" (сегодня такие случаи описывает термин "биполярность"). В начале 80-х, забытая всеми, она зазывала прохожих в клуб на своё выступление. Пока слава не вернулась после появления её песни в рекламе Chanel. Это был её Ренессанс, чудесное возрождение славы. В 2003 году, в возрасте 70 лет, её не стало, и два дня спустя та самая школа, которая когда-то давно отказала ей в стипендии, назвала её почетным доктором музыки и гуманитарных наук.
Выходит, что вся сила, которую эта чрезвычайно одарённая женщина изливала во время выступлений, продиктована тем, как сильно она страдала во время своей несчастной жизни? Нам остаётся уповать на то, что лучики света были и в её судьбе. Как может быть по-другому, если даже через десятилетия музыка, созданная ею, не утратила ни капельки силы и смысла, вложенных исполнительницей? Каждый раз, когда она изрекает заклинание "I Put Spell On You", мы в полной её власти. И нет силы, способной это изменить.